Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 23.04.2024, 14:35 |
Сайт МБОУ "Средняя школа №5" г.Городца | |
Приветствую Вас Гость |
|
Успенская часовня
Из истории Успенской старообрядческой часовни
Древний Городец По убеждению городчан, наш город был основан в 1152 году по повелению Великого князя Ю.Долгорукого. Прошло около 100 лет. Наступил 1238 год. Полчища нечестивого Батыя сожгли Городец. Оставшиеся в живых монахи недалеко от коренного Городца внутри вала на вершине одного из холмов пригорода города основали Ионину пустынь, где, по преданию, 13 ноября 1263 года принял схиму Великий полководец, дипломат Древней Руси, Александр Невский. Об этом святом месте позабыли городчане, лишь староверы сохранили и пронесли через тьму веков память об этом событии. И сейчас некоторые из староверов в пасхальные дни приходят в бывшую Ионину пустынь, чтоб поклониться земле, где когда-то покоились их предки (ныне это стадион школы №5). По окраинам стадиона нашей школы местные жители во время земельных работ находят на глубине 40-50 см останки людей, что свидетельствует о существовании скита (монастыря) до нашествия Эдигея в декабре 1408 года, когда, по летописям, был лютый мороз и даже птицы замерзали на лету, и это послужило причиной неглубокого захоронения погибших людей. Раскол в православной церкви Национальной трагедией считается раскол в 17 веке между православными верующими в России, породивший два непримиримых лагеря: никонианцев и староверов. Раскол произошёл при царе Алексее Михайловиче в 1656 году. Ни одна иноземная секта не преследовалась в России так, как преследовались староверы. В 1667 году на соборе господствующая православная церковь осудила раскол и предала анафеме старообрядцев, которые жестоко преследовались властями: их сажали на цепь, гноили в ямах, сжигали заживо, многие бежали в Нижегородские леса, объединялись в хозяйства, занимались ремёслами. Из истории городецкой часовни Пётр I жестоко расправлялся со староверами, так как они мешали ему проводить реформы по западному образцу. Он запретил носить им бороду, обложил двойным налогом. Жестокие преследования староверов в России поослабли при Екатерине II. Произошла их частичная легализация. Они получили права на ношение бороды, могли не носить иноземные платья, им разрешалось лично свидетельствовать в суде и быть избранными на госдолжности. Но всё же за староверами продолжали наблюдать московская тайная Канцелярия, Духовная коллегия, Приказ церковных дел. Через своего поверенного крестьянина И.С.Осокина городчане обратились к правительству о дозволении построить им часовню около кладбища, где издавна происходили массовые богомоления. Разрешение было получено, часовня была построена и в июне 1786 году освящена, а через год уже высилась колокольня над трапезой. Но в сентябре этого года часовня сгорела, в декабре она вновь была заложена, а в марте 1790 года уже освящена. Городецкая часовня становится центром беглопоповщины, через неё шли распоряжения из «Рогожи» (из Москвы). Городец становится столицей заволжского старообрядчества, что видно из поговорки: «Что положат на Рогоже, на том стоит и Городец, на том и Керженец». Городецкий приход в то время насчитывал около 50 000 единоверцев из ряда губерний: Нижегородской, Владимирской, Костромской и далее на Урал и в Сибирь. Городецкая часовня множила раскол, так как здесь бывшие никонианцы чувствовали поддержку староверов, выдача кредитов для них была без проволочек, а в случае банкротства оказывалась помощь. Сначала земли под Городецкой часовней принадлежали князю П.М.Ухтомскому, затем он продал землю с кладбищем и часовней графу В.Г.Орлову, который решил обложить всё это «поборами», но его устыдили. В 1834 году часовня была обновлена. На неё претендовали «церковники» (никонианцы) и староверы различных толков. Службу в этом храме вели беглые попы. В 1865 году произошёл раскол в общине на часовенных и беглопоповцев, хотя обе общины пользовались одной часовней. В мае 1893 года деревянная часовня сгорела от оставленной свечи Зубихиным. Во время пожара сгорели как древние иконы, так и печатные и рукописные книги, и часовня была восстановлена в бывшей каменной богадельни в 10 саженях от сгоревшей часовни. Часовня стала иметь вид православного храма, хотя внешнее оформление этому не соответствовало. Часовня и богадельня содержались на средства прихожан и купца Н.А. Бугрова. В 1907 году часовня стала иметь вид православного храма.
Успенская старообрядческая часовня, на месте которой находился скит, где в 1263 году, по преданию, принял схиму Великий князь Александр Невский. Это предание от староверов записал А.Мельников Печерский в 1840 году, и в наши дни староверы убеждены в достоверности этого предания. На этом месте находится сейчас спортзал нашей школы. Этот каменный двухэтажный приют для призрения престарелых и убогих был построен в 1876 году на средства купца Ивана Скворцова при участии купца Абрама Дурасова и Александра Кумохинского и под опекой Николая Бугрова, который выделил часть своих средств на строительство богадельни.
Каменная ограда со святыми воротами сложена в 1879 году. С левой стороны от ворот находится здание трапезной, справа приют для старушек, где 1903 году проживало 23 человека. В 1893 году в мае месяце часовня сгорела. На средства нижегородского купца 1 гильдии Николая Бугрова новый храм Успенья разместился в каменном здании приюта Купец – благотворитель Николай Бугров украсил часовню резным иконостасом из кипарисового дерева в пять ярусов. С левой стороны у царских врат находилась икона Смоленская, написанная, по преданию, в Новгороде в 15 веке по заказу Марфы Посадницы. В храме было очень много древних икон, для сохранности которых поддерживалась специальная температура. В 1905 году народу была дана свобода вероисповедания, после чего старообрядцы получили разрешение надстроить купола на данном здании, чтобы иметь вид православного храма. Купола с крестами на храме были надстроены после 1907 года. Это кладбище было расположено на территории Иониной пустыни, которая существовала в первой половине 17 века, где проходили массовые богомоления городчан. По мнению летописца старообрядческой часовни И.Г. Блинова, у часовенки возникло небольшое кладбище, о чём свидетельствуют старые кирпичные памятники и столбы на могилах, и, безусловно, эта часовня и кладбище являются современниками Комаровского скита и Шарпанской обители, так как много иноков приезжали сюда. По утверждению учёного – историка Галая, старообрядческое кладбище существовало по разрешению властей с 8 января 1700 года. Оно было богато благоустроено местными купцами.
|
|
Школа №5 © 2024 |